«Прогибаться под власть» - формула успеха российской интеллектуальной элиты


«Прогибаться под власть» - формула успеха российской интеллектуальной элиты
Создание известным американским кинорежиссером Оливером Стоуном документального фильма «Интервью Путина» стало очередным свидетельством начала подготовки действующего Главы российского государства к предстоящим выборам Президента РФ.

Лента, смонтированная из записей откровений Путина, призванная убедить общество в безальтернативности его кандидатуры и продемонстрировать высокий международный авторитет бессменного национального лидера. Решение так близко допустить американца, обладателя многочисленных престижных кинематографических премий, в том числе трех «Оскаров», в многолетнему властителю Кремля принималось, очевидно, с учетом его явно предвзятой позиции по отношению к Украине. Оливер Стоун продемонстрировал ее в прошлом году, когда выступил продюсером фильма «Украина в огне». «Позаимствовав» название фильма из известного произведения Александра Довженко, он наполнил его традиционными кремлевскими идеологическими штампами: «украинцы массово сотрудничали с немецкими нацистами», «Хрущев подарил Украине Крым», «Майдан - результат деятельности ЦРУ США», «Яценюк и Левочкин - виновники гибели людей на Майдане», «Референдум в Крыму - образец демократии» и другими. Оправдание аннексии Крыма и обвинения Киева в провоцировании конфликта на Донбассе еще больше убеждают зрителя в том, что спродюсированный американским режиссером фильм «Украина в огне» является очередным продуктом российской пропаганды.

Очевидно, что привлечение кремлевскими политтехнологами к пропагандистскому обеспечению начала предвыборной кампании Владимира Путина такой «тяжелой артиллерии» как Оливер Стоун, указывает на тревогу окружения Владимира Путина за ход и результаты предстоящих президентских выборов. Причина - частичная потеря Президентом РФ поддержки со стороны творческой интеллигенции России. Чего стоят, в частности, выступления некоторых российских художников на церемонии вручения премии «НИКА», шестеро из которых были вырезаны из телевизионной трансляции канала «НТВ». Цензуру разозлило то, что они рискнули публично критиковать путинский режим, а также выступить в защиту политзаключенных, в том числе украинца Олега Сенцова. Столь безобразным образом российские власти грубо «закрыла рот» таким выдающимся деятелям культуры, как кинорежиссеры Александр Сокуров, Алексей Красовский, Марк Захаров, Виталий Манский, сценарист Юрий Арабов, актриса Елена Коренева.

В Кремле прекрасно понимают, что вольнодумная интеллектуальная элита России всегда была в авангарде протестов, как в царские, так и в советские времена. Да и сейчас, несмотря на репрессии представителей «несистемной оппозиции» после митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова, интеллигенция продолжает оставаться наиболее активной частью российского общества. А традиционными «кнутом» и «пряником», к которым российская власть привыкла, управлять интеллигенцией в эпоху «Интернета» становится все сложнее.
***

Как бы кто сейчас не относился к Владимиру (Ульянову) Ленину, следует признать неоспоримый факт - талант давать образные и лаконичные оценки определенным лицам, предметам, категориям и явлениям вождь мирового пролетариата имел нешуточный. Поэтому его меткие фразы сразу же становились крылатыми.

Одна из них касается характеристики «прослойки» между рабочим классом и трудовым крестьянством - «загнивающей» интеллигенции. В письме к Максиму Горькому от 15 сентября 1919 Ленин утверждал, что: «Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепyen в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г..но ». И это несмотря на то, что многие представители большевистской элиты имели дворянское происхождение, поэтому сами принадлежали к «загнивающей прослойке» (Ленин, Бонч-Бруевич, Дзержинский, Коллонтай, Крупская, Луначарский, Маленков, Менжинский, Орджоникидзе, Чичерин и другие). От такой жесткой и циничной оценки российской интеллигенции Ленина не сдержало даже то, что значительная часть российского дворянства в октябре 1917 года искренне поверила в идеи социалистической революции и перешла на службу Совету народных комиссаров. На этапе становления нового пролетарского общества наиболее важную роль играли ученые, бывший царский офицерский корпус и представители творческих профессий, для которых служение России при любой власти являлось генетической потребностью, а внутренняя порядочность оставалась залогом честного выполнения служебных обязанностей.
Однако после арестов «буржуазных интеллигентов околокадетского типа», расстрелов «контрреволюционной интеллигенции» и проведенного по инициативе Ленина в 1922-1923 годах насильственного выдворения «философским пароходом» за границу более 160 представителей умеренно-оппозиционной интеллигенции (мыслители, религиозные деятели, педагоги, врачи, юристы, инженеры, кооператоры, агрономы и т.д. ) пришло тяжелое отрезвления. Бывшим князьям, графам, баронам и другим титулованным дворянам, которым удалось избежать сталинских лагерей только за свое социальное происхождение, долго пришлось скрывать его, указывая в биографических документах - «из служащих». Лишь единицам из них, за счет унизительной демонстрации преданности сталинскому режиму, повезло успешно ассимилироваться к коммунистическим реалиям, став неотъемлемой декоративной частью тоталитарной системы.

Наиболее характерный пример - щедро обласканный советской властью «красный граф», писатель-орденоносец, трижды лауреат Сталинских премий (1941, 1943 и 1946) Алексей Толстой. В своей трилогии романов «Хождение по мукам», посвященной судьбам русской интеллигенции, он удивительно талантливо выпестовал образы бывших царских офицеров Рощина и Телегина, которые после духовных мытарств и трагических испытаний под воздействием ленинских идей «эволюционировали» к сотрудничеству с большевиками. Чего только стоит финальная сцена трилогии, где Рощин, Телегин вместе со своими женами Катей и Дашей в присутствии Ленина и Сталина с восторгом слушают исторический доклад ленинского соратника Глеба Кржижановского о плане электрификации России. Трагизм той эпохи заключается в том, что, работая над «Хождением по мукам», автор был лишен возможности даже намекнуть на масштабную карательную операцию органов ОГПУ «Весна», которая именно в то время полным ходом шла в СССР. По ней с целью «чистки» рядов Красной армии от специалистов бывшей Российской императорской армии к судебной ответственности были привлечены 2010 человек: 305 военных и 1705 гражданских, из которых 573 казнили, а других подвергнут длительным срокам заключения.

Сталинский режим и в дальнейшем цинично эксплуатировал дворянское происхождение, международный авторитет и влиятельные зарубежные связи «красного графа». Последний раз они были использованы в 1944 году при проведении спецоперации прикрытия массового убийства бериевскими приспешниками польских военнопленных в Катыни. Включенный в состав специальной комиссии по установлению и расследованию расстрела польских офицеров, уже смертельно больной Алексей Толстой, кстати, вместе с митрополитом Крутицким и Коломенским РПЦ Николаем, подписал заведомо ложный отчет, согласно которому расстрелы поляков проводились не органами НКВД, а немецкими оккупационными войсками .
***

«Красный граф» был далеко не единственным в когорте советских писателей непролетарского происхождения. Довольно показательна также судьба представителя другого древнего дворянского рода Михалковых - Сергея Владимировича Михалкова (1913-2009). За свои долгие 96 лет жизни он успел создать немало выдающихся литературных произведений (на 2008 год суммарный тираж книг Сергея Михалкова составил около 300 миллионов экземпляров). Однако наибольшую славу этому прославленному писателю, поэту, баснописцу, драматургу, публицисту, военному корреспонденту, сценаристу, принесли его произведения для детей.

А началось все с публикации в 1935 году в газете «Известия» стихотворения в то время малоизвестного поэта Сергея Михалкова «Светлане». Существует устоявшееся мнение, что со стороны автора это был карьерный поступок, и поскольку стихотворение было напечатано в день рождения малолетней дочери «вождя народов» Светланы, на самом деле было посвящено не какой-то неизвестной девочке, а именно ей. Так или иначе, Сталину, который после самоубийства жены Надежды на то время уже три года жил вдовцом, стихотворение понравилось. Это событие во многом предопределило судьбу Сергея Михалкова как поэта и гражданина. Сразу же после публикации вышел его первый поэтический сборник, а сам он был принят в Союз писателей СССР. Женившись в 1936 году на детской писательнице Натальи Кончаловский (1903-1988), дочери художника Петра Кончаловского, внучке художника Василия Сурикова, Сергей Михалков стал вхож в частные салоны, где традиционно собиралась московская творческая элита.

Успешно работая в жанре детской литературы, Сергей Михалков внес весомый вклад в создание «ленинианы», как в СССР называлась совокупность произведений литературы и искусства, посвященная жизни и деятельности Владимира Ленина. Без преувеличения, на его поэтическом произведении «В музее Ленина» воспитывалась вся многонациональная детвора Советского Союза. Правда, после развенчания «культа личности Сталина» автору пришлось несколько изменить редакцию 1949 года, в результате чего стихотворное произведение стал короче на два куплета. Всего же «коррекция» коснулась 7-и из 39-и куплетов первоочередного варианта, где упоминался Иосиф Сталин.

Проявленные умение Сергея Михалкова ретушировать собственные тексты под требование времени были оценены Кремлем и впоследствии понадобились поэту в работе над текстами двух гимнов СССР и одного Российской Федерации. После ХХ съезда КПСС Государственный Гимн СССР в редакции 1943 года, авторами текста которого были Сергей Михалков и поэт Габриэль Эль-Регистан, исполнялся без слов, потому что там употреблялось имя «вождя народов». Так продолжалось до 1977 года, когда в канун принятия новой Конституции СССР, Президиум Верховного Совета СССР утвердил подготовленную Сергеем Михалковым вторую редакцию текста Государственного Гимна СССР, где уже отсутствовало упоминание о Сталине, армию, «подлых захватчиках» и сделан акцент на перспективе коммунистического строительства. И наконец 30 декабря 2000 Президент РФ Владимир Путин утвердил новый текст Государственного Гимна уже обновленной России, автором которого также был тот же Сергей Михалков. Оттуда исчезли слова об СССР, советские и коммунистические словосочетания, вместо которых появилась терминология «православной страны».

За проявленные в работе над текстами трех гимнов СССР и РФ способности, коллеги Сергея Михалкова по писательскому цеху наградили его прозвищами «гимнописец» и «гимнюк». Что касается недоброжелателей, то их многолетний чиновник от литературы нажил немало. Выходцу из дворянской семьи Сергею Михалкову удалось поступить в ряды КПСС, он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, возглавлял Союз писателей РСФСР, принимал активное участие в травле Ахматовой, Пастернака, гонениях на Синявского, Солженицына, Буковского, Сахарова. Безусловно, такая активность Сергей Михалков был щедро вознаграждена Кремлем: за многолетнее служение на литературном поприще он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден Ленинской, тремя Сталинскими и Государственной премиями СССР!
***

Считается, что природа на детях выдающихся личностей отдыхает. Впрочем, сыновей Сергея Михалкова - Андрея (Андрона) Кончаловского и Никиты Михалкова это не касается. Оба посвятили себя служению культуре, стали всемирно кинорежиссерами, создали немало кинолент, вошедших в классику советского и мирового киноискусства, за что награждены премиями престижных кинофестивалей. Андрону даже повезло поработать в Голливуде, а Никита был удостоен «Оскара» американской киноакадемии.

Унаследовав таланты родителей, что предопределило успех творческих судеб, между мировоззренческими позициями представителей старшего и среднего поколения «клана Михалковых» усматривается принципиальное различие. Особенно это касается Никиты.
Как известно, большинство оппонентов критиковали Сергея Михалкова не за его творческие неудачи, связанные с конъюнктурным подходом к откровенно пропагандистской литературной деятельности, а за неоднозначную, на грани с лицемерием, гражданскую позицию. Впрочем, когда грянула Вторая мировая война Сергей Михалков без лишнего пафоса надел шинель, взял в руки оружие и с 1941 по 1945 годы служил военным корреспондентом в действующей армии, откуда после Победы уволился в звании подполковника.

Фронтовые дороги его младшего брата Михаила (1922 - 2006) были более драматичными. Частично он описал их в автобиографической повести «В лабиринтах смертельного риска». Мятежный 1941 Михаил Михалков встретил 18 летним юношей, сотрудником военной контрразведки НКВД, куда был направлен после окончания спецшколы. В первых же боях попал в немецкий плен, несколько раз стоял перед расстрелом. Доскональное знание немецкого языка позволило Михаилу выдать себя за немца, даже попасть на службу в танковую дивизию СС «Великая Германия». Вместе с ней он отступал на запад, на границе Румынии с Венгрией убежал, добрался до Будапешта, где познакомился с миллионером из Женевы, который решил отдать за него свою дочь. Благодаря поддержке этого бизнесмена, Михаил под чужим именем побывал в Швейцарии, Франции, где поддерживал связь с французским Движением Сопротивления, Бельгии, Турции, Латвии. В 1945 году Михаил Михалков в форме убитого им офицера СС перешел линию фронта. Оказавшись в «СМЕРШ», был обвинен в сотрудничестве с нацистами, от расстрела спасло только его кровное родство с автором гимна СССР. Впрочем, Михаила Михалкова все же осудили за измену Родине к пяти годам лишения свободы. Наказание отбывал в Лефортовской тюрьме и лагерях ГУЛАГ, где, как вспоминает сам Михаил Михалков, сотрудничал с НКВД-МГБ СССР. После реабилитации в 1956 роду работал в КГБ СССР, ГЛАВПУР Советской армии, Комитете ветеранов войны СССР. Вслед за старшим братом, пристрастился к литературе и печатал свои произведения под псевдонимами Михаил Андронов и Михаил Луговой. В последние годы жизни Михаил Михалков принимал участие в работе Ассоциации жертв незаконных репрессий.

Несмотря на пережитое лихолетье и крушение идеалов, которым старшие братья Михалковы служили всю свою жизнь, до последних дней они не открещивались от них, ностальгируя по СССР. Сергей Михалков продолжал считать Сталина выдающейся личностью, в августе 1991 года открыто поддержал ГКЧП, приветствовал приход к власти Путина.

В отличие от старших представителей рода Михалковых, жизни и процветанию Никиты Михалкова никакой Гитлер, Сталин или Берия не угрожали. Однако в способностях своевременно и тонко реагировать на капризы власти и угадывать настроения вождей он значительно превзошел отца. При Брежневе в 1978 году Никита стал лауреатом премии Ленинского комсомола, при Ельцине трижды (1993, 1995, 1999) получал звание лауреата Государственной премии РФ. В 1991 - 1993 годах Никита Михалков был советником вице-президента РФ Александра Руцкого, в 1995 году участвовал в предвыборной кампании Бориса Березовского, в 1996 году активно поддерживал Бориса Ельцина, в в 2012 году был доверенным лицом на выборах Президента РФ Владимира Путина. С активного комсомольца, интернационалиста и пламенного защитника КПСС «эволюционировал» в набожного монархиста, последовательного пропагандиста идеологии «РуSSкого мира».

Активную общественную деятельность Никита Михалков успешно сочетает с предпринимательством, о чем его родители не могли и мечтать. С 2007 года он является членом совета директоров банка «Возрождение», обладает 65,2% ООО «Студия« ТРИТЭ »Никиты Михалкова». Ему принадлежит лесное хозяйство ООО «Томина-Лесное», которое арендует в Павловском районе Нижегородской области около 30 тысяч гектаров лесного массива и занимается переработкой лесоматериалов, производством мебели и комплектующих для ее производства. Кроме этого, Никита Михалков владеет долей в одном из крупных заводов по переработке алмазов России «ЧелПром-Даймонд» (торговая марка «UralDiamond»). Правда ФСБ РФ 2013 возбудила уголовное дело по факту незаконной продажи заводом иностранной фирме бриллиантов на сумму 40 миллионов рублей, однако чем она закончилась неизвестно.

Впоследствии у Никиты Михалкова появилась новая страсть – виноделие. В 2009 году он стал совладельцем хозяйства «Tenuta La Madonna» в Тоскане (Италия), где на винограднике площадью 100 гектаров работают местные виноделы. После аннексии Крыма «оскароносец» заявил о планах расширить на полуострове производство винодельческой продукции. Сразу же поползли слухи, что идея будет реализована не за счет освоения новых территорий и создания дополнительных рабочих мест. Наоборот, Никита Михалков якобы «положил глаз» на основанный ещё князем Голицыным винокомбинат «Массандра». Кстати, поговаривают, что известный конфликт при его участии по поводу будущего Ялтинской киностудии также связан со стремлении «отхапать» часть уникальной крымской территории, а отнюдь не из-за расхождений планов создания современной кинематографической инфраструктуры.

Из-за патологической жадности Никиты Михалкова, проявляющейся у него в последние годы, известный российский композитор Владимир Назаров назвал его «приспособленцем, который кормится с Кремля, захватывая новые здания, земельные участки». Он также высказал сожаление по поводу того, что когда-то Никита Михалков создавал значительные произведения, был носителем прекрасного, а сейчас на глазах поклонников зачеркивает все позитивное, созданное ранее.

Не добавили Никите Михалкову, во всяком случае в Украине, его хамские обвинения в адрес Андрея Макаревича, который открыто выступил против аннексии Крыма. Украинофобские заявления Михалкова в авторском цикле передач и в блоге «Besogon.TV», в частности, сравнения современной Украины с нацистской Германией, стоят за гранью добра и зла. По этой причине 15 августа 2015 года Служба безопасности Украины закрыла Никите Михалкову въезд в Украину сроком на пять лет. И нет никаких сомнений, что этот термин в 2020 году будет продлен.
***

Никиту Михалкова можно смело причислить к российской властной элите. Вот уже почти 20 лет он бессменно возглавляет Союз кинематографистов РФ и является приближенным к Кремлю общественным деятелем России. Его влияние на формирование душ и настроений россиян также весьма существенно. Но когда в который раз «Интернет» разрывает очередная скандальная информация о Никите Михалкове, на память приходят слова выдающегося французского политика и дипломата конца XVIII – начала XIX столетия Шарля Мориса де Талейрана: «Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали, какие мелкие люди властвуют над ними».

Борис Днипров





Загрузка...

Загрузка...





ДРУГИЕ НОВОСТИ
Загрузка...
ВЫЗОВ КОДА

Антибиотики при гриппе: польза или вред
Антибиотики при гриппе: польза или вред
То, что антибиотики лечат все, является распространенным мифом. Употреблять антибиотики при гриппе не только не эффективно, но и Читать далее
Будни в «ЛНР»: развлечения сепаратистов поразили украинцев, появилось видео
Будни в «ЛНР»: развлечения сепаратистов поразили украинцев, появилось видео
На вечеринке института культуры и искусств Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, который сейчас находится Читать далее
Дети на потом: украинцев становится все меньше из-за неуверенности в будущем
Дети на потом: украинцев становится все меньше из-за неуверенности в будущем
Украинцы в рейтинге рождаемости занимают 172-я место в мире среди 193 стран Согласно данным ООН, только за последний год Читать далее
Чего ждать от скачка цен на бензин: будет плохо не только водителям
Чего ждать от скачка цен на бензин: будет плохо не только водителям
Эксперт рассказал, кто больше всех в Украине пострадает от подорожания нефтепродуктов Так, по мнению Геннадий Рябцева, прежде Читать далее
Все новости
"Почему падают российские спутники" - Слава Рабинович
Профит в карман... госзаказ отрапортован. И ВВП растёт.... Читать далее
Все новости
Ещё новости