Китайский гамбит или визит Си Цзиньпина в Москву


Китайский гамбит или визит Си Цзиньпина в Москву
3-4 июля Председатель КНР Си Цзиньпин осуществил государственный визит в Москву. Российская пресса в один голос заявила, что по результатам встречи были достигнуты важные договоренности для углубления отношений в политической и экономической сферах. Информационное агентство «Вектор Ньюз» попыталось разобраться в результатах встречи Си Цзиньпина и Путина и оценить насколько они соответствуют действительности, и как могут повлиять на интересы Украины.

Одной из основных целей, которую Кремль преследовал на этой встрече, - убедить целевую аудиторию страны в правильности внутренней и внешней политики государства, а также продемонстрировать международному сообществу, что Россия является важным и ключевым игроком на мировой арене. «Значение визита китайского лидера в Москву велико также потому, что Россия продолжает находиться под действием санкций со стороны западных стран из-за агрессии в Украине. Китай, же использовал визит, чтобы в совместных документах еще раз обозначить положения, на которых он строит сотрудничество с РФ», - считает Алексей Коваль, журналист-международник, член правления Украинской ассоциации китаеведов.

Несмотря на то, что Путин и Си Цзиньпин в этом году уже встречались дважды (на международном форуме «Один пояс, один путь» и саммите ШОС в Астане), для решения насущных вопросов двусторонних отношений и обсуждения геополитических тенденций была определена именно эта встреча. По итогам визита лидеры подписали два заявления: о дальнейшем углублении партнерства и стратегического взаимодействия и текущей ситуации в мире , которые обозначили ключевые положения дальнейших отношений. Углублять партнерство договорились через сопряжение строительства Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь», активизацию двусторонней торговли, сотрудничества в области энергетики, увеличение инвестиционного потока и т.д.

«По итогам переговоров подписано несколько десятков соглашений в различных сферах, в том числе договорились о создании совместного фонда для инвестирования в проекты. Объем инвестиций может составить около 10 миллиардов долларов», - говорится в сообщениях российских СМИ. «Однако, учитывая потенциалы двух стран, экономические соглашения в 10 млрд. долларов довольно скромная сумма, - считает Алексей Коваль. «Хотя стороны уже рапортуют о росте товарооборота на 37% за первые четыре месяца текущего года, думаю, что существенного его увеличения по результатами визита не будет. Также, интересно, что Китай заинтересовался поставками сельско-хозяйственной продукции из России, что может создать конкуренцию украинским производителям», - отмечает эксперт.

Тон политической части встречи задало заявление о текущей ситуации в мире и важных международных проблемах. Традиционно, лидеры подчеркнули о необходимости поддержании мира, развития и международного сотрудничества, а также соблюдение принципов международного права и укрепление роли ООН. В том числе, было сказано, что страны «не должны применять или угрожать силой, вмешиваться во внутренние и внешние дела других государств, должны уважать историческое наследие культурные традиции других государств и т.д.».

«К сожалению, заявленная приверженность России следовать принципам Устава ООН абсолютно не соответствует действительности. Об этом много говорится в совместных с Китаем документах, но на практике коренным образом отличается от реальной российской внешней политики. Однако, господин Си не будет критиковать Путина за двурушничество и лицемерие, поскольку Китаю важно, чтобы эти положения присутствовали в документах, а то что они не соответствуют реальному состоянию дел, это уже другой вопрос», - комментирует Алексей Коваль.

Северная Корея. Проблема без решения.
Говоря о текущей ситуации в мире, ключевой проблемой безопасности была названа проблема Корейского полуострова. Лидеры договорились продвигать совместную инициативу, основанную на российском поэтапном плане корейского урегулирования и китайских идеях параллельного замораживания ракетно-ядерной деятельности КНДР и крупномасштабных военных учений США и Республики Корея. Но этот план мало реализуем, с этим соглашаются даже российские эксперты. Общим интересом, в данном ключе, является вытеснение, или, по крайней мере, уменьшение американского военного присутствия в регионе. Поэтому, обе стороны повторили, что обеспокоены развитием систем ПРО в Европе и АТР. Речь идет о планах и уже практических действиях развертывания американской системы ПРО THAAD в Южной Корее, которая является вполне ожидаемым ответом на ракетные пуски Ким Чен Ына. Оба государства рассматривают американскую ПРО, в первую очередь, как угрозу своей национальной безопасности, поэтому систематически делают соответствующие заявления.

Украинский вопрос. Позиции России и Китая не совпадают.
Конфликт в Украине, а также способы его разрешения при встрече лидеров затронуты не были, что объясняется отсутствием общих взглядов на эту проблему. Ранее, при встрече президента Украины Петра Порошенко с Си Цзиньпином на полях Всемирного экономического форума в Давосе, китайский лидер поддержал территориальную целостность и суверенитет Украины, а также европейский выбор украинцев. С другой стороны, мир и безопасность является главным условием для реализации «Одного пояса одного пути» (в котором Китай видит и участие Украины) и, следовательно, мирного и устойчивого развития китайской нации. Поэтому, китайское руководство рассматривает агрессивные действия РФ в нашем государстве как вызов своим глобальным внешнеполитическим проектам. Кроме того, у Китая с Украиной довольно хорошие двусторонние отношения в сфере военно-технического сотрудничества, также Пекин готов в ближайшее время приступить к обсуждению создания зоны свободной торговли с Украиной, поэтому позиция Китая абсолютно противоположна кремлевской.

Что из всего этого следует?
На самом деле, цели и результаты встречи Путина и Си Цзиньпина асимметричны. Для Китая Россия, на данный момент, - важный политический союзник и источник ресурсов для растущей экономики. В то же время, энергетические проекты, которые ставит во главе угла Москва, имеют всего лишь региональное значение для Китая. Действительно, «Сила Сибири», которая преподносится Кремлем как стратегический проект, крепко связывающий обе экономики, будет поставлять лишь сравнительно небольшую часть природного газа для потребностей северных провинций. Ключевыми поставщиками газа по газопроводам в Китай являются Туркмения — 77%, Узбекистан — 12%, Мьянма — 10%

Говоря о двусторонней торговле, статистика также не особо радует. По результатам 2015 года Россия занимала 16 позицию в рейтинге основных торговых партнеров Китая (68 млрд. долл.), ее доля во внешнеторговом обороте КНР составляет всего лишь около 2%. На первом месте традиционно находится США (с торговым оборотом 558 млрд. долл.), и взаимозависимость их экономик настолько большая, что эксперты называют данное явление «Chimerica» . С другой стороны, квинтэссенция внешней политики Китая, на сегодняшний день, воплощена в инициативу «Один пояс один путь». Данная концепция была озвучена китайским лидером в 2013 году в государстве, которое играет ключевую роль в данном проекте, – Казахстане. Россия же, в «Поясе, пути», а значит и во внешнеполитической орбите Пекина, играет второстепенную роль. «Инициатива китайского лидера "Один пояс, один путь" заслуживает особого внимания и всячески будет поддерживаться Россией», сказал Путин, ни слова не промолвив о участии России в инициативе. Москва опасается возрастающей роли Китая в регионе, и пытается предложить Пекину формат отношений в виде «сопряжения» Евразийского экономического союза с «Поясом и путем».

Концепция, предложенная Си Цзиньпином, предполагает новый формат отношений со странами, находящимися на пути китайских товаров в Европу. И экономика, как «инструмент мягкой силы», на сегодняшний день является средством для усиления геополитического влияния КНР в мире. Россия, же пытается выдать желаемое за действительное, демонстрируя, что именно она является основным союзником и партнером на внешнеполитической орбите Пекина. На самом деле, ключевыми игроками и партнерами Китая являются США (558 млрд. долл) и Европейский Союз (564 млрд. долл.). К тому же, сейчас на повестке находится участие в саммите G-20 в Гамбурге, на который Китай возлагает куда большие надежды, чем на сотрудничество с РФ.

Юрий Пойта

Загрузка...





ДРУГИЕ НОВОСТИ
Загрузка...
ВЫЗОВ КОДА

Ещё новости